Больше, дальше, дороже

Ни для кого уже не секрет, что парк деловых самолетов, принадлежащих российским компаниям и частным лицам, увеличивается ежегодно на 30%. Это, пожалуй, одна из тех цифр, которую участники рынка готовы озвучить. Все остальное — количество бортов, где и как они зарегистрированы, как эксплуатируются — цеховая тайна, существенно усложняющая любые попытки проанализировать состояние этой отрасли в России. Но, как ни странно, при этом можно составить довольно четкую картину предпочтений российских покупателей, подкрепив наблюдения участников рынка статистикой. Это возможно в силу такой особенности российской деловой авиации, как концентрация всего пассажиропотока в московских аэропортах.

На одном языке

Максимальный взлетный вес

Класс самолета

Тип ВС

Таблица 1. Классификация типов деловых ВС западного производства
Менее 10 тонн
Light
Bombardier Learjet LJ24/30/31/35/40/45/55
 
Light
Cessna Citation C500/525/550/560/56X
 
Light
Bechcraft BE20/35/40
 
Light
Raytheon Hawker 400XP
 
Light
Dassault Falcon 10
Более 10 тонн
Midsize
Bombardier Learjet LJ60
 
Midsize
Cessna Citation III (CE-650)
 
Midsize
Bombardier Learjet 60XR model 60
 
Midsize
Hawker HS125-700/800
 
Midsize
Raytheon Hawker 800XP/850XP
 
Midsize
Dassault Falcon FA20/200/50
 
Midsize
Gulfstream G100/200
 
Midsize
Cessna Citation Sovereign (CE-680)
Более 20 тонн
Large
Cessna Citation X (C750)
 
Large
Bombardier Challenger CL-600/601/604/605
 
Large
Dassault Falcon 900
 
Large
Dassault Falcon 2000
 
Large
Dornier J328
 
Large
Embraer Legacy Executive
Более 30 тонн
Ultra long-range
Gulfstream III
 
Ultra long-range
Gulfstream IV
 
Ultra long-range
Gulfstream V
 
Ultra long-range
Gulfstream G450
 
Ultra long-range
Gulfstraem G550
 
Ultra long-range
Bombardier Global Express
Более 60 тонн
Ultra large
Boeing BBJ
 
Ultra large
Airbus ACJ
Источник: АТО.

В обзоре использована принятая на Западе классификация самолетов деловой авиации, основанная на данных по максимальному взлетному весу ВС, размерам пассажирского салона, стандартной и максимальной вместимости, а также дальности полета (табл. 1).
Материал построен на статистике по количеству взлетов и посадок рейсов деловой авиации в аэропорту Внуково за 2005 г. и I квартал 2006 г., с разбивкой по типам ВС. Нужно отметить, что в силу сложившейся на отечественном рынке ситуации данные по Внуково довольно точно отображают пристрастия россиян, поскольку сегодня именно через этот аэропорт проходит львиная доля рейсов деловой авиации в Москве. Внуково традиционно был популярен среди покупателей этой услуги, а с началом ремонта ВПП № 2 в аэропорту Шереметьево и последовавшими ограничениями на число рейсов деловой авиации в этой воздушной гавани клиентская база во Внуково выросла еще больше (см. АТО# 68, с. 51).
К сожалению, хэндлинговые компании, предоставившие эти данные, предпочли себя не афишировать. Вторым источником статистики стал операционный центр Streamline OPS — эта компания обслуживает до 20% рейсов деловой авиации в России. Хотя значительная часть бизнеса Streamline (как, впрочем, и остальных агентов) сегодня сосредоточена во Внуково, компания предоставила информацию по всем рейсам, которые она обслужили в России, дав при этом разбивку по классам западных ВС (правда, не называя аэропорты и конкретные типы самолетов).

Самые «частые» типы во Внуково
Для правильного понимания данных табл. 2 необходимо привести несколько пояснений, подготовить которые помогли опрошенные компании. Во-первых, в таблице отражена информация по тем типам ВС, которые наиболее часто появляются в Москве, то есть можно говорить о том, что эта модель самолета по каким-то причинам стала популярна у россиян. Как видно, в таблицу попали только турбореактивные ВС, хотя известно, что в настоящее время российскими клиентами используются как минимум по одному Pilatus PC-12, Beechcraft King Air и Cessna Caravan.

Читайте также  Phenom 100 будут собирать во Флориде

Класс ВС

Тип ВС

Кол-во взлетов/посадок в 2005 г.

Кол-во взлетов/посадок в I кв. 2006 г.

Таблица 2. Количество взлетов/посадок самолетов деловой авиации, обслуженных в аэропорту Внуково в 2005 г. и I квартале 2006 г.
Light jet
Bombardier Learjet 40/45/55

180

Нет данных

Light jet
Bombardier Learjet 35

80

Нет данных

Midsize jet
Bombardier Learjet 60

700

130

Midsize jet
Raytheon Hawker 125-700 и 125-800

2000

220

Midsize jet
Cessna Citation 680 и 650

500

100

Large jet
Bombardier Challenger 604/601

1700

370

Large jet
Dassault Falcon 900/2000

1137

280

Large jet
Embraer Legacy

300

100

Ultra long-range
Gulfstream V и IV

600

170

Ultra long-range
Bombardier Global Express

200

Ultra large
BBJ

150

25


Ту-134

2000

Нет данных


Як-40

2150

Нет данных


Як-42

850

Нет данных

Источник: Данные хэндлинговых агентов.

Во-вторых, из табл. 2 видно, что самолеты с максимальным взлетным весом менее 10 т особой популярностью у отечественных клиентов не пользуются. Например, из всего модельного ряда самолетов марки Learjet канадской компании Bombardier в Москве наиболее часто появляется Learjet 60, тогда как его менее вместительные и дальнобойные собратья в столице бывают значительно реже. Поэтому в обзоре данные по моделям Learjet 35, Learjet 40, Learjet 45 и Learjet 55 объединены. И еще одно наблюдение: как правило, на самолетах Learjet, которые появляются в Москве, прилетают европейские клиенты, которые привыкли использовать это технику для перелетов по европейским маршрутам.
Диаграмма 1. Количество взлетов/посадок в аэропорту Внуково в 2005 г.

Диаграмма 2. Количество взлетов/посадок в аэропорту Внуково в I квартале 2006 г.

Диаграмма 3. Количество рейсов в 2005 г. в аэропорт Внуково с классификацией по типам ВС

Диаграмма 4. Количество рейсов в I квартале 2006 г. в аэропорт Внуково с классификацией по типам ВС

В-третьих, из этих данных можно сделать вывод, что в отличие от скромных европейцев, готовых летать в Россию на самолетах класса light jet, россияне явно тяготеют к самолетам класса midsize jet, имеющим более просторную пассажирской кабину и большую дальностью полета. При этом на отечественном рынке хорошо приживаются самые последние модели самолетов. Например, если в 2005 г. во Внуково на самолете Cessna 650 было выполнено 500 взлетов/посадок, а более новая модификация этой машины Cessna 680 здесь практически не появлялась, то сегодня Cessna 680 часто бывает во Внуково (данные за I квартал включают циклы на обоих типах). Вполне возможно, что интерес к Cessna 680 связан не столько с новизной машины, сколько с увеличенной по сравнению с Cessna 650 дальностью полета.
На основании данных табл. 2 можно назвать явных фаворитов в классе midsize и large jet. В первом сегменте явно лидируют самолеты семейства Raytheon Hawker 125-700/800 и их более современные модификации Hawker 800XP и 850XP, а в классе large jet наибольшее количество рейсов во Внуково выполняют канадские Bombardier Challenger 601/604. При этом в столице все чаще появляется последняя разработка канадцев — Challenger 300, хотя в прошлом году рейсы в Москву на нем практически не выполнялись. Впрочем, участники рынка считают, что из-за своей дальности полета эта машина не станет такой популярной в России, как самолеты моделей 604 и 601.
По данным опрошенных компаний, в последнее время растет количество рейсов на самолетах Challenger 604/601, причем зачастую летают на них клиенты, до этого использовавшие самолеты семейства Falcon 900, которые тоже относятся к классу large jet. Правда, при этом растет популярность и семейства Falcon 2000. Так, в 2005 г. на Falcon 900 было выполнено 587 взлетов/посадок, а на Falcon 2000 — 550. Возможно, рост количества рейсов на Flacon 2000 связан с активностью в России компании NetJets (см. с. 86). Наблюдения также показывают, что пока более распространены самолеты Falcon 2000, хотя все популярнее становится и более новая модификация 2000EX (с увеличенной дальностью полета). При этом самолеты Falcon 20 и Falcon 50 (ранние модели бизнес-джетов компании Dassault) все меньше и меньше используются европейскими операторами для перелетов в Москву. Большинство же бортов этих типов, появляющиеся во Внуково, принадлежат либо российским владельцам, либо владельцам из стран СНГ.
Цифры по Внуково подтверждают и предположение о том, что среди российских покупателей становятся все более популярны самолеты Embraer Legacy. Если за весь 2005 г. во Внуково было выполнено 300 взлетов/посадок на этом типе, то только за I квартал 2006 г. их было уже 100. По оценкам компаний, работающих в этой воздушной гавани, по итогам 2006 г. число рейсов на Legacy может возрасти в 2,5-3 раза по сравнению с 2005 г. Кроме того, в аэропорту ожидают некоторое увеличение рейсов на самолетах класса ultra long-range. Прогнозируется, что если в 2005 г. на самолетах Gulfstream GV и GIV было выполнено около 600 взлетов/посадок, то по итогам нынешнего года цифра увеличится до 700. Впрочем, гораздо динамичнее растет спрос на Global Express и Global 5000 компании Bombardier — здесь ожидают роста количества взлетов/посадок не менее чем в 2 раза по сравнению с 2005 г., когда было обслужено 200 взлетов/посадок.
Наименьшими темпами развивается сегмент самолетов класса ultra large — очевидно, в силу почти запредельной стоимости и уникальности таких бортов. В данном сегменте на российском рынке доминирует BBJ компании Boeing, от которого заметно отстает ACJ фирмы Airbus. По оценкам участников рынка, если в России и СНГ насчитывают не более трех ACJ, принадлежащих правительствам стран — соседей по СНГ, то количество BBJ оценивается в 15-20 машин.
Отдельно нужно остановиться на технике российского производства. Этих машин, оборудованных VIP-салоном, на рынке достаточно много, но считать их конкурентами западной техники не совсем правильно. Из трех моделей, наиболее часто использующихся для VIP-перевозок (Ту-134, Як-40 и Як-42), только Як-42 отвечает международным требованиям по эмиссии вредных веществ и шумам на местности. Поэтому отечественный парк эксплуатируется в основном на маршрутах внутри России и в страны СНГ, тогда как западная техника доминирует на рынке международных перевозок. По информации агентов, в 2005 г. на «салонных» вариантах Ту-134 было выполнено 2000 взлетов/посадок, на Як-40 — 2150, на Як-42 — 850. Данные по I кварталу 2006 г. компания не предоставила, однако ее сотрудники отмечают, что прирост количества рейсов на Ту-134 и Як-40 по отношению к аналогичному периоду прошлого года составляет около 15%, на Як-42 — около 8%. Связано это не в последнюю очередь с переходом операторов из Шереметьево во Внуково.
Наглядно пристрастия отечественных покупателей можно представить в виде диаграмм 1 и 2, составленных на основе этих данных (без учета отечественной техники).
Из данных по Внуково можно сделать несколько выводов. Во-первых, эти диаграммы наглядно показывают, что легкие деловые самолеты (light jets) в России появляются нечасто. С одной стороны, самолеты этого класса не подходят для маршрутов из Москвы в города Европы из-за небольшой дальности полетов, с другой стороны — на выбор влияет менталитет российских покупателей, предпочтения которых явно тяготеют к более просторным машинам.
Во-вторых, цифры красноречиво говорят о том, что наиболее распространенные в России типы ВС — это машины класса midsize и large, на долю которых приходится более 80% всех рейсов во Внуково. Наиболее популярные самолеты класса midsize в России — это Hawker 125-700/800 и их более новая модификация 800XP. Второе место после Hawker (причем с заметным отрывом) в этом классе делят между собой самолеты Learjet 60 компании Bombardier и Cessna Citation 680/650. Самолеты класса midsize позволяют долететь из Москвы практически во все пункты назначения в Европе и на Ближнем Востоке.
В классе large безусловным лидером выглядят самолеты Challenger 604/601 компании Bombardier, на втором месте — самолеты моделей Falcon 900 и 2000 компании Dassault. Замыкает этот своеобразный рейтинг Legacy компании Embraer. Причем этот самолет становится все популярнее среди российский клиентов — пассажирская кабина у него заметно больше, чем у самолетов Challenger и Dassault, хотя дальность полета существенно меньше, чем у самолетов следующего класса — ultra long-range (в шутку операторы называют этот самолет «Rolls-Royce для бедных»).
И в-третьих, самолеты класса ultra long-range в России гораздо менее распространены, чем машины классов midsize и large. Практически все самолеты этого сегмента, появлявшиеся во Внуково, использовались непосредственно для перевозки владельцев; под VIP-чартеры их бронируют реже, чем машины более дешевых классов.

Читайте также  Самолеты Cessna будут собирать в Китае

Самые «частые» типы — по данным Streamline OPS

Класс самолета

Доля в общем объеме рейсов, обслуженных в 2005 г., %

Доля в общем объеме рейсов, обслуженных в I кв. 2006 г., %

Таблица 3. Распределение рейсов, обслуженных компанией Streamline OPS, по типам ВС
Light

18

22

Midsize

28

24

Large

38

38

Ultra long-range

10

10

Ultra large

6

6

Источник: Streamline OPS.
Диаграмма 5. Распределение рейсов, обслуженных компанией Streamline в 2005 г., по типам ВС

Диаграмма 6. Распределение рейсов, обслуженных компанией Streamline в I квартале 2006 г., по типам ВС

Хотя статистика по Внуково четко отражает сегодняшнюю ситуацию на рынке деловых перевозок, для составления более полной картины нужна статистика и по другим аэропортам. В этом редакции АТО помогла компания Streamline OPS, один из крупнейших отечественных операционных центров. Несмотря на то что значительная часть бизнеса компании связана с Внуково, Streamline OPS предоставила данные и по другим российским аэропортам, в которых ей приходилось организовывать наземное обслуживание рейсов деловой авиации. Впрочем, Streamline не предоставила разбивку по типам ВС, вместо этого сгруппировав ВС по классам (табл. 3).
Как видно, и здесь уверенно доминируют машины классов midsize и large. Привлекает внимание тот факт, что компания довольно часто в этом и прошлом году имела дело с самолетами класса light. Но при этом респонденты из самого Streamline согласны с наблюдением, что машины данного класса спросом у российских покупателей не пользуются, а те единичные борта, которые есть у российских покупателей, были приобретены из-за того, что у их хозяев деловые интересы находятся в пределах досягаемости этих машин. По мнению Streamline OPS, спрос на российском рынке сдвинут в пользу больших (large) и больших дальнемгистральных (ultra long-range) машин.
На основе этих данных опрошенные сотрудники Streamline выделили следующие типы ВС, которые, по их мнению, пользуются наибольшим спросом у россиян (эти типы наиболее часто заказывают как VIP-чартеры или приобретают в собственность):
в классе midsize: Hawker 125-700/800 и его американские модификации 800XP и 850XP (хотя серийное производство 850XP началось всего пару лет назад, русские уже покупают эти самолеты), а также Learjet 60.
в классе large: Challenger 601/604 и Embraer Legacy; эти машины имеют оптимальное соотношение цена / размеры салона / дальность полета. Тот же Falcon 900 считается лучше, чем Challenger или Legacy, однако и стоит он дороже.

Читайте также  Textron переживает непростые времена