Перелет в Bombardier


Сергей ЕРМОЛАЕВ
, возглавлявший ранее представительство Airbus в России, в начале года перешел на аналогичную должность в российском подразделении Bombardier. Сейчас авиакосмическое отделение этого производителя наиболее широко представлено в России в сегменте деловой авиации. Сергей Ермолаев уверен, что у Bombardier есть неплохие шансы расширить свое присутствие в этом секторе.

АТО: Во всем мире деловая авиация развивается уверенными темпами, а насколько перспективным Вы считаете этот сегмент в России? Каковы, на Ваш взгляд, основные тенденции его развития?
С. Е.:
В ближайшем будущем российская деловая авиация, скорее всего, сохранит существующие темпы развития. Bombardier планирует и дальше работать как с индивидуальными клиентами, так и с корпорациями. В перспективе, возможно, мы начнем сотрудничество с государственными органами. Конечно, рост спроса на услуги деловой авиации во многом зависит от общего развития экономики в стране. Однако не стоит забывать, что на распространение бизнес-самолетов также влияет уровень инфраструктуры обслуживания. Сейчас мы наблюдаем развитие бизнес-терминалов в аэропортах. Например, в Москве открыт терминал «Внуково-3», который стал гораздо больше по площади, похожие движения есть и в Шереметьево; в других городах также совершенствуется инфраструктура обслуживания самолетов данного класса.
Мы надеемся, что вместе со строительством новых терминалов в аэропортах будет совершенствоваться и качество аэродромной инфраструктуры, в том числе ВПП, рулежных дорожек, а также аэронавигационной системы, системы приводов. Ведь возможность взлетов и посадок в условиях худшей видимости чрезвычайно важна для самолетов деловой авиации, она позволяет быть более гибкими в использовании ВС, вылетать и прилетать тогда, когда это необходимо клиенту.
АТО: Bombardier значительный, но не единственный участник российского рынка деловой авиации. Кого Вы считаете своим главным конкурентом?
С. Е.:
Вряд ли я смогу выделить кого-то в особенности. В категории малой и средней размерности производителями такого же класса ВС выступают Cessna и Raytheon, в секторе средней размерности — Dassault и Embraer, нишу больших самолетов покрывают Dassault и Gulfstream. Поскольку мы участвуем во всех трех сегментах, то все перечисленные производители считаются нашими конкурентами.
АТО: Каким образом Ваша компания предполагает развивать в дальнейшем свой бизнес в деловой авиации? На какой из упомянутых ниш, возможно, будет сделан акцент?
С. Е.:
Если пройтись по спектру наших самолетов, то сейчас отмечается очень большой интерес к ВС типа Challenger, а также к семейству Global. В частности, покупателям интересны Challenger 850 и наша новейшая модель Global Express XRS, которая имеет самые большие возможности по дальности. Если говорить об объемах бизнеса, то за последние 3-4 года Bombardier продал несколько десятков бизнес-лайнеров в России. Сегодня для нас важно обеспечить выход на российский рынок нашего Learjet, чтобы он стал здесь наиболее предпочтительным типом ВС для небольших перелетов. Такой самолет идеально подходит для полетов из западной части России в Европу. Помимо этого мы рассматриваем возможности по расширению сети поддержки, помощи в организации технического и послепродажного обслуживания. Сейчас компания изучает возможности для открытия базы по техобслуживанию ВС; скорее всего, она будет в московском регионе, но пока идут уточнения.
АТО: Возможно ли развитие сотрудничества Bombardier с предприятиями российского авиационного сектора и в каком виде?
С. Е.:
Мы открыты для любых предложений. Как вы знаете, Bombardier — международная компания; у нас сейчас идут переговоры с представителями российской авиационной отрасли. Я думаю, что у любого проекта, имеющего взаимный коммерческий интерес, будут неплохие шансы для реализации.
АТО: В мире продукция аэрокосмического подразделения Bombardier представлена не только в деловой авиации, но и в сегменте коммерческих перевозок. В России же лишь единичные авиакомпании говорят о планах по приобретению Ваших машин. Насколько активно Bombardier предполагает работать в коммерческой авиации?
С. Е.:
Мы полагаем, что у нас есть определенный шанс в этом направлении. Как известно, у нас два семейства ВС: реактивные и турбовинтовые. В России мы могли бы начать с семейства турбовинтовых самолетов. В стратегии, которую не раз провозглашал Минтранс РФ, есть линия по воссозданию региональной авиации, полетов в труднодоступные районы, полетов между региональными центрами. На полетах продолжительностью до 2 ч турбовинтовые машины показывают очень хорошую экономику. Мы считаем, что наши самолеты Q200, Q300, Q400 могли бы стать хорошей заменой устаревающему сейчас парку и составить конкуренцию другим производителям.
АТО: Сейчас приобретение самолетов иностранного производства сдерживается высокими пошлинами. Если существующие правила не изменятся, как Вы оцениваете шансы по сотрудничеству с российскими перевозчиками?
С. Е.:
Несмотря на пошлины возможности по продаже остаются. Сложность в том, что это будет негативно сказываться на бизнесе самих авиакомпаний. Проблема пошлин сейчас стоит для всех поставщиков иностранной техники.

Читайте также  Cessna и Bell Helicopter получили прибыль