Производители бизнес-джетов: осторожные прогнозы


Текущий год станет рекордным по числу поставок бизнес-джетов. Предыдущий рекорд, показатель 2006 г., будет превышен на 140 единиц. Более тысячи новых ВС будут поставлены владельцам — таковы прогнозы экспертов компании Honeywell, производителя силовых установок и авионики для бизнес-джетов. Выводы маркетологов основаны на проводимом ежегодно опросе о намерениях приобретения авиатехники, в котором участвуют более 1,5 тыс. корпоративных авиационных служб и независимых операторов. Цифры включают типы ВС от класса очень легких бизнес-джетов (VLJ) до класса сверхдальних (ultra long-range), однако исключают магистральные самолеты в VIP-компоновках и класс персональных реактивных самолетов, таких как Eclipse 500 или Diamond Jet.
«Поток заказов на корпоративные самолеты всех классов не иссякает и почти не зависит от колебаний фондового рынка. Учитывая то, что слоты распроданы на несколько лет вперед, 2008 г. имеет все шансы побить установленный рекорд», — говорит Роб Уилсон, глава отдела бизнес-авиации Honeywell. По его словам, в будущем году число поставок может достичь 1300 единиц и не снижаться в последующeе десятилетие. При этом география поставок заметно меняется. Если в предыдущие годы от 60 до 70% рынка приходилось на США, то в этом году впервые доля поставок для американских компаний снизилась до 50%. Лишь 20% операторов в США выразили намерение расширить или обновить парк на количество ВС, равное трети существующего, в течение следующих пяти лет. Постепенное насыщение рынка США компенсируется растущими рынками Европы (около 22% поставок в следующие пять лет), Ближнего Востока (4%) и Азиатско-Тихоокеанского региона (15%).
Рост спроса обусловил дефицит производственных мощностей, что ставит производителей перед сложным выбором. Наращивать мощности производители решатся лишь в том случае, если их инвестиции будут защищены. Однако, несмотря на радужные перспективы, превратности экономики смущают. «Поставки многих моделей расписаны на пять лет вперед, — комментирует Уилсон, — заказы на столь отдаленный период оборачиваются для производителя рисками. Ведь в случае негативных явлений в экономике риск отказов существенно выше, чем при краткосрочных продажах». Кроме того, клиенты, уставшие ждать свой самолет, при первой удобной возможности предпочтут другого производителя или обратятся к вторичному рынку. Эти опасения разделяют и в компании Bombardier: «Хороший портфель заказов — безусловно, положительное явление, но он требует особенно внимательного управления. Искушение наращивать производительность велико, однако мы предпочитаем осторожно обращаться с заказами, чтобы минимизировать возможные негативные последствия в случае стагнации рынка». Впрочем, есть и более ощутимая на сегодня дилемма: с одной стороны, удобно вкладывать средства в разработку и продвижение новой продукции на пике продаж, а с другой — представление новой модели обесценит заказы на предыдущие и разочарует клиентов.

Читайте также  Самолеты Cessna Caravan будут собирать в Китае

Класс бизнес-джетов

Типы ВС

Прогноз поставок до 2017 г.

Прогноз поставок самолетов деловой авиации до 2017 г.
Business liners (бизнес-лайнеры)
Boeing BBJ
Airbus: ACJ, A318 Elite
Embraer Lineage 1000

250

Long range, ultra long-range (дальнемагистральные)
Bombardier: Global Express, Global 5000, Challenger 850
Gulfstream: G450, G500, G550
Dassault: Falcon 900EX/DX, Falcon 7X

2000

Large (большие)
Dassault: Falcon 2000, 2000DX/EX
Bombardier Challenger 604, 605
Gulfstream 350
Embraer Legacy 600

1300

Midsize, large-midsize (средние)
Cessna: Citation Sovereign, Citation X
Gulfstream: G150, G200
Hawker Beechcraft: Hawker 900XP, 850XP, 4000
Dassault Falcon 50EX
Bombardier: Challenger 300, Learjet 60

2600

Light (малые)
Hawker Beechcraft: Hawker 400XP, 750
Cessna: Citation Bravo, Encore+, XLS, CJ3
Grob SPn
Embraer Phenom 300
Bombardier Learjet 40, 45, 45XR

3850

Very light jets (особо легкие)
Embraer Phenom 100
Cessna: Citation Mustang, CJ1, CJ2
Hawker Beechcraft Premier I
Sino-Swearingen SJ30-2
HondaJet

3300

Personal jets (персональные)
Eclipse 500, Adam 700, Diamond Jet, Cirrus, Piper Jet

6000-7000


Fatal error: Uncaught exception 'wfWAFStorageFileException' with message 'Unable to verify temporary file contents for atomic writing.' in /home/ab258440/resavia.ru/www/wp-content/plugins/wordfence/vendor/wordfence/wf-waf/src/lib/storage/file.php:52 Stack trace: #0 /home/ab258440/resavia.ru/www/wp-content/plugins/wordfence/vendor/wordfence/wf-waf/src/lib/storage/file.php(659): wfWAFStorageFile::atomicFilePutContents('/home/ab258440/...', '<?php exit('Acc...') #1 [internal function]: wfWAFStorageFile->saveConfig('livewaf') #2 {main} thrown in /home/ab258440/resavia.ru/www/wp-content/plugins/wordfence/vendor/wordfence/wf-waf/src/lib/storage/file.php on line 52