Рынок на троих. Изменения в составе VIP-перевозчиков

Cessna planes

Майкл A. ТАВЕРНА и Роберт УОЛЛ, Женева
Подобно тому как пионер долевого владения NetJets в свое время изменил рынок деловой авиации, три новых бизнес-проекта стоимостью в миллиарды долларов способны перекроить рынок чартерных VIP-перевозок.
О крупнейшем из этих проектов было объявлено на прошедшей в мае Европейской выставке деловой авиации EBACE. В рамках данной инвестиционной сделки на мировую арену выдвинется малоизвестный калифорнийский оператор деловой авиации XOJet. Компания получит финансирование в размере 2,5 млрд долл. на освоение ближневосточного рынка. Основную часть инвестиций предоставит эмиратская финансовая группа Tasameem, которая приобретет небольшую долю в XOJet.
Сделка стала неожиданностью, поскольку нынешняя напряженность на фондовых рынках негативно отражается на возможности некоторых компаний отрасли привлекать инвестиции — в частности, это касается операторов аэротакси. Президент и исполнительный директор XOJet Пол Тау объясняет благоприятное отношение инвесторов убедительной бизнес-моделью и высокой доходностью компании.
Финансирование позволит XOJet создать собственный хаб в Абу-Даби. Сколько самолетов там будет базироваться, пока не решено. После освоения Ближнего Востока компания, возможно, обратится к Европе. В прошлом году XOJet заказала 30 самолетов Cessna Citation X и 20 Bombardier 300 (с опционом еще на 60) общей стоимостью 1,9 млрд долл. Поставки должны начаться в конце лета. Сейчас парк компании состоит из 20 самолетов.
Во вторую крупную сделку, о которой было объявлено на выставке в Женеве, вовлечен еще один сравнительно малоизвестный оператор — австрийская VistaJet, предоставляющая услуги чартерных VIP-перевозок в основном по Европе и в Россию. Компания заключила предварительное соглашение о покупке у Bombardier программы по предоставлению чартерных услуг деловой авиации SkyJet International за неназванную сумму. VistaJet также объявила о намерении приобрести до 60 самолетов Bombardier общей стоимостью 1,2 млрд долл. На данный момент компания располагает парком из 14 ВС, и еще 20 заказаны. SkyJet — подразделение Bombardier, начавшее с предоставления услуг долевого владения самолетами деловой авиации и постепенно эволюционировавшее в блок-чартерного перевозчика. Правда, оно не добилось такого же успеха, как европейское отделение NetJets.
Исполнительный директор VistaJet Бин Чень говорит, что компания намеревается параллельно развивать оба бренда — и собственный, и приобретенный — используя их в качестве трамплина для расширения бизнеса чартерных авиаперевозок в Азии и на других развивающихся рынках. 19 мая компания заключила соглашение с разработчиком хабов деловой авиации Subang SkyPark об открытии собственного терминала в Малайзии. Идут переговоры о создании подобных хабов в Индии, России и ОАЭ.
По словам Ченя и Тау, их компании могут занять лидирующие позиции на рынке чартерных услуг деловой авиации, используя методы, впервые опробованные NetJets: эффект масштаба, оптимизацию парка, прогрессивные схемы долевого владения и заказа чартеров "по требованию", а также эксплуатационную эффективность, минимизирующую количество порожних рейсов.
Все там же, в Женеве, VistaJet обнародовала планы по внедрению новой схемы долевого владения, которая, по ее словам, позволит предлагать услуги VIP-перевозок на 20% дешевле по сравнению с конкурентами. Клиентам, предпочитающим долевое владение ВС, за ежемесячную плату предложат гарантированное количество часов налета с возвратом денег за неиспользованные часы. Кроме того, клиенты смогут приобретать чартерное время блоками по 100, 200, 300 или 400 ч.
Чень ожидает, что к 2012 г. парк VistaJet составит от 70 до 80 самолетов, а налет — от 80000 до 100000 ч в месяц, что втрое больше, чем сейчас. Он предсказывает, что количество порожних рейсов составит не более 6% от общего числа. Парк XOJet, по прогнозам Тау, достигнет 126 самолетов к 2011 г., а число порожних рейсов к этому времени не будет превышать 3%.
Однако оптимизм обеих компаний разделяют не все. Скептики, в частности, задаются вопросом, сможет ли SkyJet сохранить свою сеть партнеров, после того как перейдет под контроль VistaJet, которая напрямую соперничает с многими из них. "Может статься, что чартерные брокеры и не захотят сотрудничать с VistaJet", — говорит Курош Тегранчян, исполнительный директор британского чартерного перевозчика Ocean Sky, отмечая, что с NetJets брокеры дел не имеют.
Более того, обоим начинающим игрокам придется соперничать с еще одним новичком — Lufthansa Private Jet. Подразделение бизнес-авиации немецкой Lufthansa начало работу в 2005 г. с фидерных перевозок в крупные хабы материнской компании во Франкфурте и Мюнхене. Поначалу перевозчик использовал самолеты, предоставленные NetJets, но сотрудничество прекратилось в прошлом декабре, когда NetJets стало ясно, что наибольший пассажиропоток приходится на прямые маршруты между парами городов.
В январе этого года Lufthansa решила запустить проект в новом качестве, используя собственные ВС и самолеты, взятые в лизинг у других перевозчиков. Компания дополнительно заказала семь деловых реактивных самолетов семейства Citation у американского производителя Cessna, а также два бизнес-джета Challenger 850 у Bombardier. Рейсы Lufthansa Private Jet, которые начинаются в июне, обслуживаются экипажами партнера Lufthansa — швейцарской авиакомпании Swiss, не входящими в профсоюз пилотов. К проекту также присоединился на правах партнера немецкий оператор бизнес-авиации DC Aviation; обсуждается участие австрийской компании Jet Alliance.
По словам главы Lufthansa Private Jet Джеральда Виссела, цель компании — сохранить старых и привлечь новых VIP-клиентов, которые в противном случае могут выйти из системы регулярных авиаперевозок, перегруженной и удушаемой мерами безопасности. Бизнес-самолеты можно будет заказывать через систему бронирования Lufthansa; клиенты также смогут зарабатывать бонусные баллы в рамках программы часто летающих пассажиров, предлагаемой перевозчиком на регулярных рейсах. Хотя инвестиции материнской компании пока невелики, Lufthansa Private Jet развивается быстрыми темпами и, по признанию Виссела, строит далеко идущие планы. В прошлом году количество рейсов увеличилось на 32% (на 3 процентных пункта больше, чем ожидалось), а прибыль возросла на 89%. Виссел прогнозирует, что среднегодовой темп роста доходов может составить 14%.

Читайте также  Safran Aircraft Engines скорректировала план работ над двигателем Silvercrest