Стекло — в массы

Cessna planes

Дэвид ХЬЮЗ, Вашингтон
Интегрированные навигационно-пилотажные комплексы на основе многофункциональных ЖК-мониторов — так называемые стеклянные кабины — сейчас устанавливаются не только на новую авиатехнику. По мере проникновения производителей авионики на новые рынки эти системы заменяют традиционное АиРЭО и на более старых типах лайнеров.
Эксплуатанты новых воздушных судов уже несколько лет пользуются преимуществами повышенной ситуационной осведомленности, которые предоставляют "стеклянные кабины". Однако до последнего времени производители авионики не подступали к задаче кардинального переоснащения старых кабин. Между тем необходимые для этого технологии становятся все более доступными и уже сейчас поставщики приборного оборудования включают в поле своего внимания тысячи воздушных судов, находящихся в первой половине жизненного цикла. Очевидное преимущество состоит в том, что переоборудованные ВС соответствуют ужесточающимся требованиям органов ОрВД к техническим и эксплуатационным характеристикам бортового аэронавигационного оборудования.
Разработкой "стеклянных кабин" для коммерческих авиалайнеров, в том числе и "классики", занимаются компании Universal Avionics, Innovative Solutions & Support (IS&S) и CMC Electronics. Что касается самолетов бизнес-авиации, а также турбовинтовых и поршневых, то здесь лидеры "стеклянной" революции Garmin и Avidyne также предлагают интегрированные решения для старых типов.
Например, компания Universal Avionics разработала для самолетов Boeing 737, в том числе классических модификаций -200, -300 и -400, современный комплекс приборного оборудования, который включает многие функции, до недавнего времени остававшиеся привилегией новых самолетов. "Модернизация стоимостью 1,25 млн долл. позволяет эксплуатантам довести свой традиционный парк до соответствия новым требованиям системы управления воздушным движением", — говорит Скотт Кэмпбелл, директор по маркетингу компании Universal. Оборудование Universal для 737-300F, уже сертифицированное по стандартам FAA, обеспечивает уровень ситуационной осведомленности экипажа, недоступный пока даже на новых, только что со стапелей, самолетах Airbus или Boeing в стандартной комплектации.
Дополнительный сертификат типа получен в октябре 2006 г. Основной пилотажный и навигационный дисплеи EFI-890R (диагональ 8,9 дюйма) специально разработаны для замены традиционного оборудования. Кроме того, они отображают три параметра, которых пока нет на приборных досках новых самолетов, а именно:

  • Функция синтезированной визуализации. Система Vision 1 сертифицирована для эксплуатации на коммерческих ВС и на самолетах малой авиации. Данная функция, представляющая трехмерное изображение рельефа поверхности по курсу полета, позволяет экипажу в любых метеоусловиях избежать столкновения с землей при управляемом полете и способствует наиболее полному пониманию обстановки во время захода на посадку. Когда видимость ограничена вследствие темноты или метеоусловий, эта функция может сыграть ключевую роль для безопасного завершения полета.
  • Электронная система бортовой документации. Система Class III в составе EFI-890R от Universal отображает навигационные карты Jeppesen, РЛЭ и другие документы непосредственно на приборной доске. На сегодня лишь несколько новых воздушных судов, например Boeing 777 в парке KLM, оборудованы такими системами, однако дисплей в них находится не на передней панели, а сбоку.
  • Метеоинформация в реальном времени. Графическое отображение метеорологической обстановки в режиме реального времени строится на основе данных, получаемых с радаров Национальной метеослужбы (National Weather Service) при помощи приемников, разработанных компанией WSI Corp. На реактивных и турбовинтовых самолетах бизнес-авиации такое оборудование устанавливается довольно часто, но для магистральных самолетов оно пока в новинку. Спутниковые технологии позволяют осуществлять постоянный прием актуальных погодных данных антенной и приемником WSI.
Читайте также  Конструктивный симбиоз